Газета «НАШЕ ВРЕМЯ» №277-279 от 22 июля 2011г

НАУЧИТЬ СЧАСТЬЮ

«Я вам не верю!» Фраза героини Алисы Фрейндлих из «Служебного романа» приходила на ум всякий раз, когда при мне упоминали «Лемакс». Потому что все, что читала про эту таганрогскую фирму, напоминало фантастические произведения.

NV1Вы, например, как это себе представляете: работники предприятия дают… обет. «Я готов работать в объединении «Лемакс», разделяя нормы и правила, принятые в фирме. Не марать честь фирмы и свою собственную. Поддерживать девиз объединения: «Прибыль превыше всего, но честь — превыше прибыли!»… Может такое быть в реальности? Люди производят кирпич, делают отопительные котлы, торгуют строительными материалами - и дают обеты?!

А как вам идея с введением собственной валюты, которой поощряют за хорошую работу? А особые медали и золотые знаки отличия наиболее преданным и заслуженным работникам? А высадка именных голубых елей и чуть ли не ботанического сада прямо на территории завода? Согласитесь: придумать такое можно, а вот сделать в действительности… Леонид Матусевич, отец­-основатель и руководитель «Лемакса», пригласил: «Приезжайте в гости», не подозревая, что я еду разоблачать миф о его детище.

Знаете, что больше всего удивило? Нет, не тот факт, что елки - действительно голубые, с табличками рядом: «Посажено в честь такого­-то работника «Лемакса»». Не суперсовременное оборудование лучших мировых фирм, которое здесь работает, не чистота в цехах по производству кирпича, где по определению должно быть грязно… Меня поразило, как Матусевич общался с народом. Все, кого встречали на территории (а мы объехали и производственные цеха, и магазины), радовались ему совершенно искренне. Хозяин и работники пожимали друг другу руки, быстро, на ходу обменивались парой фраз. Работа не прерывалась ни на минуту, все спокойно продолжали делать свое дело. Ни подобострастия, ни стремления «изобразить усердие». Рабочий ритм безо всяких рывков, размеренный и красивый, хотя «следящих за работающими» не видно. Где он их берет, таких старательных? Или это - специальный демонстрационный участок на случай приезда начальства, гостей и журналистов? Но где взять столько гениальных актеров сразу?! Чтобы сыграть увлеченность работой, спокойное достоинство… (Кстати, посмотреть на «Лемакс» приезжают часто, делегации бывают разного уровня. Так вот, ни к чьим визитам специально не готовятся - Матусевич «покраску травы перед приездом генерала» считает дичью и глупостью и делать этого не будет никогда.)

Вообще у Матусевича - принципы. Он взяток не дает. Вот не дает - и все. А как у нас без этого прожить? То­-то и оно…

Для него очень важное понятие - внутреннее уважение к самому себе. Чтобы сохранить это уважение, можно отказаться от любой выгоды. Например, «Лемакс» никогда не старался быть поближе к бюджетным деньгам. Лучше отказаться от контракта или заказа, если понимаешь, что за него придется «благодарить».

Все можно сделать по закону. Да, будет долго и трудно. Будешь терять время, силы и выгоду. Большой соблазн - ускорить процесс, тем более, что многие так делают, и ты об этом прекрасно знаешь. Этого делать нельзя…

Леонид Матусевич - удачливый бизнесмен. Сами понимаете, что в России в наше время сложно рассчитывать на успех в делах, если ты не будешь жестким и расчетливым. Он расчетлив и рационален. Способен «чуять» перспективу и четко просчитывать будущую выгоду. Производство у него организовано по «законам сохранения энергии» ресурс, в том числе и трудовой, приносит максимальную пользу. И при этом он всерьез верит в изобретенный им самим девиз: «Прибыль превыше всего, но честь - превыше прибыли!» «Лемакс» помогает детским домам, вкладывает собственные средства в украшение и обустройство Таганрога, установил премию для актеров театра, содержит футбольную команду, финансирует восхождения на Эверест…

Делиться надо, -­ говорит Матусевич.

У него - свои представления о том, как и с кем делиться. И не дай Бог, если по пути к тому, кто нуждается в помощи, что­-то прилипнет к рукам, ­ такого он не прощает.

У него - «пунктик»: все должно быть по правде. Он даже в политику ходил «по правде». Участвовал в выборах в городскую Думу. По округу шли 7 кандидатов, Матусевич победил в честной борьбе, как он сам говорит, «без гадостей». Депутат из него получился очень неудобный. Нет, для избирателей он, конечно, был хорош. Но вот послушным, «как надо» голосующим так и не стал. Вообще отличался тем, что не боялся выступать «соло». И спорить, и идти против генеральной линии… За это ему доставалось, конечно. Никто не торопился создавать для его бизнеса благоприятные условия. Даже наоборот бывало. Но - «всегда нужно быть человеком. И ни при каких условиях не предавать самого себя»…

Ему верят - и это многое объясняет и в атмосфере «Лемакса», и в отношении к фирме. «Лемакс» ­ лучший и любимый клиент банков, с безупречной кредитной историей. Партнеры по бизнесу готовы работать с ним даже на основе устных договоренностей. «Лемакс» не подводит. Держит слово и марку.

Каюсь, предприняла хитрый тактический прием. Звонила в службы «Лемакса» в качестве клиента­-покупателя. Пытала отвечающих на звонки по полной программе. Не поддались! С железным терпением участливо объясняли, советовали, подсказывали. В тридцать третий раз растолковывали, чем одна модель котла отличается от другой, чем объясняется разница в цене у похожих изделий, какие аналоги существуют на мировом рынке и какие представлены на рынке Таганрога…

«…Реальная обстановка вокруг нас и конкурентные отношения диктуют условия, в которых мы постоянно должны помнить один из основных принципов - все для покупателя. А покупатель не любит стоять в очереди, смотреть на наши небритые лица и грязные тарелки на рабочих местах, слушать объяснения по поводу обеденного перерыва и т.п. Как ни прискорбно, но с такими фактами приходится встречаться. На данный период это является камнем преткновения…» Цитата эта - из реального документа, приведенного в книге, посвященной истории объединения «Лемакс». Письмо, с которым директор по работе с персоналом обратился к этому самому персоналу. У них так принято до сих пор - что-­то вроде стенгазет вывешивается для всеобщего обозрения, обмена мнениями. Есть проблема - значит, надо обсудить открыто. И обсуждают. В назидание тем, кто придет на «Лемакс» потом, собрали в книге документальные свидетельства «трудного роста». Воззвания, посвященные борьбе с курением («не плачу, но ищу поддержку» - и подпись и.о. генерального директора…), с воровством («это ­наш бич и наша общая обида»), борьбе за чистоту… Здесь устраивают деловые игры и делают из них серьезные выводы. Например, обобщив мнения рабочих, составляют памятку для руководителей с четкими рекомендациями, как и что нужно делать. Что самое удивительное - руководители слушаются! Правила существуют для всех, и за нарушения штрафуют любого - и Матусевича, и обычного работягу. И платят здесь тоже по­-честному. Зарабатывают хорошо, но не это все­-таки главное.

Я не знаю, как он это делает. Заставить полюбить свою работу и предприятие - нельзя. Научить трепетно относиться к идее, в которую ты сам веришь? Можно, наверное, но проблематично. У Матусевича ­ получается. И главным для людей становится не цифра в ведомости, а гордость за хорошо выполненное дело. И предметом уважения являются профессионализм и мастерство. Медаль «За особые заслуги перед объединением «Лемакс» почетна, как и появление твоей фамилии в «Доме почета», как табличка рядом с елкой, высаженной в твою честь…

Зачем это все надо Матусевичу? Зачем он выкладывает огромные деньги на устройство садов и уголков отдыха, запускает специальные машины, которые моют цеха, и содержит театральную труппу? Я не знаю ответа.

Он так понимает свою задачу. Он так живет. И этим счастлив. И хочет, чтобы так же учились жить другие.

Название «Лемакс» состоит из двух имен: ЛЕонид и МАКСим (старший сын Матусевича). Фирма с этим названием была зарегистрирована 23 июля 1992 года.

По оценкам независимых экспертов из Великобритании и Германии, таганрогская компания «Лемакс» занимает 1-­е место в России на рынке бытового котельного оборудования.

Вера Южанская